Как борются с гололедом в разных странах мира

Посыпание дорог реагентом

Посыпание дорог реагентом

Ежегодно, коммунальщики и жители стран, в которых зимой выпадает снег, сталкиваются с одной и той же проблемой: снежные завалы и гололед. Если первое просто

неудобно и затрудняет движение, то наледь на дорогах и тротуарах вообще несет угрозу для жизни. В разных странах эту проблему решают по-своему.

Мы рассмотрим 5 примеров борьбы со снежной стихией.

Соль (NaCl)

Как использовали этот метод 40 лет назад, так и до сих пор дороги и тротуары от Москвы и до Урала посыпают солью. Этот способ очень дешевый, однако, соль – активное химическое вещество, она приводит к коррозии металлических изделий, портит одежду и обувь, может вызвать аллергию у людей и разъедает кожный покров у животных и птиц. Не говоря уже о том, что соль впитывается в землю и может попасть в подземные воды, реки, почву.

В Москве проблему решают превентивным способом: еще до выпадения осадков, дороги и тротуары обрабатывают жидкой смесью кальциевой соли соляной кислоты и пищевой соли (28%). В некоторых городах основным способом удаления снега и наледи является смесь соли и песка: днем тротуары и дороги посыпают этим реагентом, а вечером чистят снег.

Из-за постоянных перепадов температур, на дорогах Петербурга образуется наледь или слякоть. Коммунальщики Петербурга используют техническую соль – самый дешевый реагент. Помимо этого встречаются дороги, обработанные песком или специальной смесью «Бионорд», в состав которой входят 3 компонента: бишофит (хлористый магний), пищевая соль (хлористый натрий) и хлористый кальций. Однако, если столбик термометра опустился ниже – 10°С, то эффективность средства падает.

Каменная крошка и песок

Используют многие страны Европы, среди которых Австрия, Германия, Швеция, Финляндия и другие.

На сегодняшний день, европейские страны практически не используют химические средства для удаления снега и наледи. Соль разрешено использовать только на опасных участках дорог, как, например, в Берлине. В остальных случаях используют гравий и каменную крошку – они, конечно, дороже соли и песка, однако более экономичны, так как их можно повторно использовать, и они не наносят вред окружающей среде.

Такой метод называется фрикционным: он не удаляет наледь, но улучшает сцепление колес автотранспорта с дорогой. Для использования фрикционного способа борьбы с гололедом нужно соблюдать определенное условие – после или во время снегопада чистить дороги практически до асфальта. В некоторых городах можно встретить специальные ящики с гравием, который могут использовать даже пешеходы.

Метод Торгейра Ваа

Шведский ученый Торгейра Ваа придумал новый способ борьбы со снегом и гололедом: песок смешивается с горячей водой (до 100°С) и разбрызгивается на дороги и тротуары. Горячая вода плавит снег, а после застывания, за счет буквально вплавленного песка, поверхность становится шероховатой и не скользит. Обрабатывать поверхность таким способом можно раз в 3-7 дней или до нового снегопада. Однако для проведения таких работ необходимо использовать специальную дорогостоящую технику.

Альтернативные химикаты

В Америке и Канаде для очистки дорог используется в основном хлористый магний (бишофит). Он эффективен, однако оказывает еще более коррозийное действие на металл, чем обычная соль, и при этом дороже обыкновенной технической соли.

Следующий метод повсеместно используют коммунальщики Новой Зеландии. Дороги обрабатываются кальциево-магниевым ацетатом или хлористым кальцием. Ацетат по вредности для металлов можно сравнить с водой и не так сильно оказывает пагубное действие на окружающую среду. Недостатком этого метода является его ограничение по температурному использованию – только до — 7°С, и довольно высокая стоимость.

Одним из органических методов борьбы с гололедом является применение мочевины (карбамид, диамид угольной кислоты). Так как это вещество практически не вредит металлу, его чаще всего используют для обработки и удаления наледи с висячих мостов. Мочевина нетоксична, однако стоит во много раз дороже соли и малоэффективна для больших городов.

Без применения химикатов

В некоторых городах Японии за зиму выпадает большое количество осадков, однако коммунальщики дороги ничем не обрабатывают, а только убирают снег. Гололед в Японии – это обычное явление, хотя встречаются города с подогревом асфальта, поэтому весь снег тает сразу и наледь просто не образуется. Тротуары возле домов убираются местными жителями, а не сотрудниками специальных служб. Шипованная резина в Японии, кстати, запрещена.

Во многих городах мира «зимнюю проблему» решают именно таким способом, то есть, снег не убирают в принципе.